Статьи

Карачун

        Что такое Новый год?

       В сознании современного человека  новый год воспринимается, как яркий и светлый праздник, который дарит много веселья, смеха и радости. В этот праздник в каждом доме ставят Ель, украшают её игрушками, гирляндами, конфетами. И в новогоднюю ночь, под ней волшебным образом оказываются подарки для каждого члена семьи, которые по поверью кладёт под ель сказочный волшебник – Дед Мороз, добрый озорник.

       Но давайте попробуем вспомнить, откуда « растут корни» этого доброго праздника.

       Для начала посмотрим, какому древнему языческому празднику наиболее соответствует этот день по дате и по участвующим персонажам.

       Дед Мороз, он же Мороз, он же Карачун, по представлению язычников - Древнейшее Божество несущее смерть через холод. Это  один из ликов (ипостасей) Чернобога - самого Тёмного и непредсказуемого существа древнеславянской мифологии. До сих пор слово «карачун» и однокоренные ему слова (скорячиться, скорчиться и др.) несут негативную окраску. Люди в старину боялись холода. Мороз,  как  и любое проявление природных сил, одушевлялся и персонифицировался как лик Бога навьего мира, повелитель морозов,  метелей и буранов.

      Снегурочка  - спутница деда Мороза (Снежная баба, дочка Деда Мороза)  скорее всего дочь Марены и Чернобога -  антипод юной богини Весны, один из ликов Марены, открывающий путь Чернобогу из Навьего мира в явь, его проводник. 

       Снеговики – идолы, которых  лепили из снега, чтоб умилостивить суровых Тёмных Богов « хозяев зимы». Это своеобразные Чуры, которых  почитали как живых предков, смотрящих из Навьего мира и оберегающих от гнева Тёмных владык. Снежный идол у дома как бы напоминал Тёмным Божествам о том, что их чтут и уважают в доме и, что они одна семья, то есть находятся в одном Роду с людьми.

       День почитания Карачуна приходился на зимний солнцеворот - самый короткий день в году.  По поверью в этот день медведь в берлоге переворачивался с боку на бок и, тем самым, переводил Коло года  на прибавку дня. После этого каждый последующий день на воробьиный скок длиннее предыдущего.

       В этот день пекли пироги, готовили угощенья, сладости и относили их на опушку леса для того чтоб умилостивить сурового Карачуна. Некоторые источники упоминают о том, что угощения складывали у самой высокой Ели, на ветви которой вешали угощение для лесных обитателей. Вокруг неё водили хоровод в знак вечного Коловращения и как просьбу, чтоб Весна не задержалась, а пришла в своё время.

        Участвующие в действе наряжались в потешные наряды, одевали шубы на изнанку, на лица одевали страшные маски – начиналась Коляда. В домах в Красном углу возжигали священный огонь, который горел всю ночь, сберегая тепло домашнего очага от Тёмных Сил.

        Так же в этот день делался интересный обряд, упоминание о котором дошли до наших дней. Один из ряженых, по уговору, играл роль медведя – древнего, большого, неповоротливого хозяина леса, он ложился на снег и делал вид, что крепко спит и не хочет переворачиваться на другой бок, то есть зима не становится теплее, день не будет прибавляться. Задача остальных ряженых потихоньку подобраться к медведю и перевернуть его на другой бок, не разбудив его. Пока медведя переворачивали, он просыпался и с диким рёвом бросался, на потревоживших его сон, людей. Ряженые бросались от него в рассыпную, но медведь по уговору, или же наугад, ловил одну из девушек и тащил её к себе в берлогу угрожая ,что теперь он съест её, или она останется с ним до весны и будет всю зиму рассказывать ему сказки и охранять его сон. Приходя в берлогу он ложился спать, а девушка садилась рядом и начинала рассказывать ему сказку или петь колыбельную. После этого медведь засыпал, а девушка тихонько убегала.
        Упоминание о Морозе, как о лютом Боге холода мы можем увидеть и в песнях, и в старинных сказках, и в играх дошедших до наших дней.

Итак, мы видим, что в старину день Карачуна был скорее не праздником, а колоднём – днем, отведённым для почитания Великих Древних Богов.

        Почему вдруг Карачун стал добрым и милым Дедом Морозом?  Одна из причин – во времена крещения Руси, новая религия не получила поддержки в народе, и великие князья были вынуждены «притянуть за уши» христианские праздники к «родным» обычаям. Тем не менее это позволило  не потерять нам свои корни и остаться народом почитающим своё прошлое.

         Великий Русский народ , я верю в тебя! В твои традиции, в то, что ты сможешь сохранить свои корни, а мои внуки будут знать, кто такой Карачун. И слово Родина будут писать с большой буквы!

 

Языческий жрец, глава и основатель Тагильской общины «Темнолесье» Всевед

2013